Стиль езды



   Производители грузовых шин  утверждают, что их шины не только долго прослужат, но и позволят при этом сэкономить топливо. В качестве подтверждения приводятся различные сравнительные тесты, результаты которых, естественно, говорят в пользу своего продукта. Насколько это соответствует действительности?

   Шины действительно влияют на расход топлива любого автомобиля. Только в грузовике это заметнее,  в связи с большим количеством колес и высокими нагрузками. Сопротивление качению всего автомобиля состоит из целого списка сопротивлений: это сопротивление воздуха, преодоление сил инерции во время разгона, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии, и сопротивление шин.

   Не будем подробно останавливаться на всех этих факторах и сосредоточим внимание на шинах. Общее сопротивление качению шин тоже складывается из нескольких компонентов. Вопреки сложившемуся мнению трение шины о дорожное покрытие составляет всего лишь 5%. Немногим больше (примерно 15 %) приходится на сопротивление воздуха. Львиная же доля затрачиваемой энергии (около 80 %) расходуется на деформацию шины.

   Если шину покатить по дороге вообще без нагрузки, она не остановится достаточно долго. Шину можно нагрузить так, чтобы ее нижняя часть начала деформироваться (сжиматься) после первоначального импульса она очень быстро вполне можно найти. Как правило, это недорогие шины бюджет-класса. Правда, покупая их, перевозчик сталкивается с неизбежным риском.

   Более жесткий каркас хоть и дает незначительную экономию топлива, но в то же время может преподнести неприятный сюрприз в виде взрыва шины. Достаточно лишь наехать на какой-то острый предмет. Кстати, от этого не застрахованы и шины премиум-класса. Некоторые водители специально перекачивают колеса, чтобы сэкономить топливо и впоследствии его продать. А то, что при этом появляется неравномерный износ — проблема компании-перевозчика.


    Некоторые известные производители позиционируют свои шины как экономящие топливо. При этом экономию обещают довольно приличную. Для подтверждения своих слов компания проводит различные сравнительные тесты. Например, два совершенно одинаковых грузовика обувают в разные шины, и те едут по одному и тому же маршруту буквально друг за другом. Через несколько тысяч километров сравниваются показания бортовых компьютеров. В итоге становится видно, что один грузовик израсходовал больше топлива, а другой — меньше. Естественно, более экономичными становятся рекламируемые шины (не будем спорить об их качестве).

   Так они ездили 2 недели, после чего шины поменяли местами. По мнению организаторов эксперимента это должно было устранить влияние стиля вождения на результаты. Итог, конечно, в пользу экономичных шин. Но если задуматься, то мало кто говорит о погодном факторе, который может оказать приличное влияние на расход топлива. Часть грузовиков вполне могла ездить против ветра на большей части маршрутов. Другая часть автомобилей, наоборот, попадала в благоприятные погодные условия. А как учесть рельефы маршрутов? А ведь все это влияет на расход. Кому верить?



   Экономной езде. Эта наука не так сложна, а затраты на обучение могут окупиться уже через 2–3 месяца. Ведь никто не мешает дальнобойщику держать стрелку тахометра в зеленой зоне и ехать на более высокой передаче, если ситуация это позволяет. А неисправимым гонщикам впору переучиваться или искать компанию, где топливо не считают.

   Еще одним способом экономии топлива является поддержание грузовика в исправном техническом состоянии. В первую очередь следует обращать внимание на давление в шинах. Если оно ниже нормы, значит, во время движения шины больше деформируются. Следовательно, повышается расход топлива и энергии на эту деформацию.
   Геометрия ходовой тоже оказывает существенное влияние на потребление горючего. Даже незначительные отклонения влекут за собой лишние затраты.
   Во-первых, быстрее изнашиваются шины, а во-вторых, больше сгорает солярки. Когда колеса, образно говоря, едут в разные стороны, расходуется дополнительная энергия на их «волочение». Например, если на одном метре колесо «уходит» всего на 2,5 мм, то на километре получается, что колесо «утащит» в сторону на 2,5 м. Через 1000 км получится, что колесо вашего грузовика «уволокли в сторону» на 2,5 км при полной нагрузке. Все это оплачивает перевозчик (ускоренный износ шины и повышенный расход топлива).

   Так не лучше ли экономить там, где это наверняка реально, чем гоняться за призраками? Ведь достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И, наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.

но влияют на расход топлива любого автомобиля. Только в грузовике это заметнее,  в связи с большим количеством колес и высокими нагрузками. Сопротивление качению всего автомобиля состоит из целого списка сопротивлений: это сопротивление воздуха, преодоление сил инерции во время разгона, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии, и сопротивление шин.

   Не будем подробно останавливаться на всех этих факторах и сосредоточим внимание на шинах. Общее сопротивление качению шин тоже складывается из нескольких компонентов. Вопреки сложившемуся мнению трение шины о дорожное покрытие составляет всего лишь 5%. Немногим больше (примерно 15 %) приходится на сопротивление воздуха. Львиная же доля затрачиваемой энергии (около 80 %) расходуется на деформацию шины.

   Если шину покатить по дороге вообще без нагрузки, она не остановится достаточно долго. Шину можно нагрузить так, чтобы ее нижняя часть начала деформироваться (сжиматься) после первоначального импульса она очень быстро вполне можно найти. Как правило, это недорогие шины бюджет-класса. Правда, покупая их, перевозчик сталкивается с неизбежным риском.

   Более жесткий каркас хоть и дает незначительную экономию топлива, но в то же время может преподнести неприятный сюрприз в виде взрыва шины. Достаточно лишь наехать на какой-то острый предмет. Кстати, от этого не застрахованы и шины премиум-класса. Некоторые водители специально перекачивают колеса, чтобы сэкономить топливо и впоследствии его продать. А то, что при этом появляется неравномерный износ — проблема компании-перевозчика.


    Некоторые известные производители позиционируют свои шины как экономящие топливо. При этом экономию обещают довольно приличную. Для подтверждения своих слов компания проводит различные сравнительные тесты. Например, два совершенно одинаковых грузовика обувают в разные шины, и те едут по одному и тому же маршруту буквально друг за другом. Через несколько тысяч километров сравниваются показания бортовых компьютеров. В итоге становится видно, что один грузовик израсходовал больше топлива, а другой — меньше. Естественно, более экономичными становятся рекламируемые шины (не будем спорить об их качестве).

   Так они ездили 2 недели, после чего шины поменяли местами. По мнению организаторов эксперимента это должно было устранить влияние стиля вождения на результаты. Итог, конечно, в пользу экономичных шин. Но если задуматься, то мало кто говорит о погодном факторе, который может оказать приличное влияние на расход топлива. Часть грузовиков вполне могла ездить против ветра на большей части маршрутов. Другая часть автомобилей, наоборот, попадала в благоприятные погодные условия. А как учесть рельефы маршрутов? А ведь все это влияет на расход. Кому верить?



   Экономной езде! Эта наука не так сложна, а затраты на обучение могут окупиться уже через 2–3 месяца. Ведь никто не мешает дальнобойщику держать стрелку тахометра в зеленой зоне и ехать на более высокой передаче, если ситуация это позволяет. А неисправимым гонщикам впору переучиваться или искать компанию, где топливо не считают.

   Еще одним способом экономии топлива является поддержание грузовика в исправном техническом состоянии. В первую очередь следует обращать внимание на давление в шинах. Если оно ниже нормы, значит, во время движения шины больше деформируются. Следовательно, повышается расход топлива и энергии на эту деформацию.
   Геометрия ходовой тоже оказывает существенное влияние на потребление горючего. Даже незначительные отклонения влекут за собой лишние затраты.
   Во-первых, быстрее изнашиваются шины, а во-вторых, больше сгорает солярки. Когда колеса, образно говоря, едут в разные стороны, расходуется дополнительная энергия на их «волочение». Например, если на одном метре колесо «уходит» всего на 2,5 мм, то на километре получается, что колесо «утащит» в сторону на 2,5 м. Через 1000 км получится, что колесо вашего грузовика «уволокли в сторону» на 2,5 км при полной нагрузке. Все это оплачивает перевозчик (ускоренный износ шины и повышенный расход топлива).

   Так не лучше ли экономить там, где это наверняка реально, чем гоняться за призраками? Ведь достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И, наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.


Комментариев нет: