Правила езды в сильный дождь: мой ответ ливням!

Начало лета для Украины превратилось едва ли не в тропический сезон дождей. Ливни сменяются грозами, грозы – дождями с градом. Автомобилиста тут подстерегают две главные опасности. Поездки во время обильных осадков повышают вероятность аварии из-за ограниченной видимости и угрозы аквапланирования, пишет NewsOboz.org со ссылкой на АвтоЦентр.

Между тем, если вы не начинающий водитель, отказываться от них не следует - соблюдение прос­тейших правил езды в дождь поможет избежать неприятностей. К тому же интенсивная стадия дождя не длится долго, и ее можно переждать, остановившись в безопасном месте.

Когда дождь заливает лобовое стекло так, что дворники не успевают сметать с него воду, имейте в виду, что примерно такой же слой воды образуется и на дороге. В данной ситуации наиболее велика опасность возникновения аквапланирования. Но это лишь наглядный пример, ведь и в обычный дождь машина может «всплыть». Происходит это потому, что шина при качении не успевает выдавить из пятна контакта то количество воды, которое оказывается под ней на дороге. Таким образом, колесо теряет прямой контакт с дорогой из-за слоя воды между протектором шины и асфальтом.

У новых шин размер­ностью 195/65 R15, установленных на автомобиль гольф-класса (в снаряженном состоянии и с одним водителем), при 10-миллиметровом слое воды аквапланирование может начаться в диапазоне скоростей от 65 до 95 км/ч. На какой именно скорости это произойдет, зависит уже от конкретной модели шины. Ввиду этого автовладельцам было бы полезно поинтересоваться тестами покрышек, чтобы понимать, с какими скоростями можно безопасно ездить на шинах, которыми укомплектован ваш автомобиль.

В результате автомобиль превращается в неуправляемый снаряд, который движется в направлении действия сил инерции - водитель теряет конт­роль за курсом и не имеет возможности эффективно тормозить. Возникнуть такая ситуация может при движении на любом автомобиле, и прежде всего это зависит от скорости его движения. Существуют и другие факторы - особенности рисунка протектора, степень износа шины (остаточная глубина протектора), тип дорожного покрытия, толщина слоя воды на дороге, масса, развесовка машины и т. д. Это должен учитывать водитель и выбирать соответствующую скорость движения. Но чтобы сделать все безошибочно, необходимо понимать, на каких скоростях может возникнуть аквапланирование.

Аква-советы
•  Перед самым въездом на скорости в большую лужу на асфальте нужно отпустить акселератор и по возможности выровнять руль - вероятность сноса автомобиля с курса будет меньше.

Руль нужно удерживать твердо, чтобы машину непотянуло в ту сторону, где лужа глубже.
•  После прохождения глубокого водного препятствия следует просушить тормозные колодки, несильно нажав несколько раз на педаль тормоза.

В сильный дождь, как и в туман, важно помнить о необходимости видеть других участников движения и сделать так, чтобы они видели тебя. Именно о втором условии мы чаще всего забываем, не особо заботясь о своем «обозначении» на дороге. А ведь у дождевой погоды достаточно факторов, мешающих тому, чтобы водитель мог замечать все, что его окружает. Это стена дождя, мокрые с обеих сторон стекла салона и т. д. Наконец, водителям приходится распределять внимание среди большего числа факторов, нежели в спокойную погоду. Поэтому в сильный дождь важно правильно пользоваться осветительными приборами. Прежде всего нужно включить ближний свет или противотуманные фары, а то и все вместе - это сделает ваш автомобиль максимально заметным. 

Покрышка, изношенная наполовину (глубина протектора 4 мм), «всплывает» на скорости 60-65 км/ч, такая же новая (протектор 8 мм) - на 85 ­км/ч (испытания при слое воды от 10 мм). При выборе скорости движения в дождь по дороге без видимых луж следует учитывать такую информацию. Площадь пятна контакта новой летней шины при слое воды 3 мм на скорости 75 км/ч (глубина протектора 8 мм) составляет 74% в сравнении со стоящим автомобилем, с 4-миллиметровым протектором - 58%, а с 1,6-миллиметровым (предельный по ПДД) - всего 16%! Т. е. скорость начала аквапланирования снижается с 85 км/ч до 56 км/ч. Интересны тес­ты на управляемость в условиях, лишь близких к аквапланированию. При торможении канавки протектора меньшей высоты не столь эффективно выводят воду из пятна контакта, а скругленные кромки ламелей уже не способны «срывать» водяную пленку с асфальта. Согласно тестам «Автоцентра» на новых шинах одной модели (Nokian Hakka Blue) тормозной путь на мокрой дороге с 80 км/ч составляет около 30 м, а на изношенных на 50% - почти 40 м. На отметке, когда машина с новыми шинами остановилась, скорость авто с изношенными  составляет еще около 40 км/ч. Подобные результаты получила и компания Continental (иллюстрация вверху).

Задний габарит машины в условиях ливня нужно обозначить как минимум габаритными огнями. Но их яркости может не хватить для видимости авто в условиях ливня. Поэтому, чтобы вас не «догнали» сзади, следует использовать задние противотуманные фонари, которые работают как «габариты» повышенной мощности. Кстати, в ночное время имейте в виду, что задний противотуманный фонарь может ослепить близко едущих попутчиков, поэтому будьте готовы, что задний автомобиль в потоке начнет сигналить вам дальним светом фар или каким-либо еще образом. Естественно, в таком случае заднюю «противотуманку» нужно выключить. Если перед вами стена воды, обозначить свою машину можно и с помощью аварийной ­сигнализации.

Поскольку в сильный дождь необходимо обозначить себя на дороге, важно разобраться с активацией всей светотехники автомобиля заранее, чтобы не делать это на ходу при внезапно налетевшем грозовом шквале. Например, передние противотуманки включатся лишь после активации «габаритов».  Задние «противотуманки» - также, но иногда они включаются только вмес­те с передними «противотуманками», иногда - отдельной кнопкой. На панели приборов должна загораться лампа, сигнализирующая о включенных противотуманных фарах - как передних, так и задних.
По материалах http://newsoboz.org/

Комментариев нет: